«К проверке готов? Всегда готов!»

0

«К проверке готов? Всегда готов!»

sobranie-sobstvennikov

Сфера оказания жилищно-коммунальных услуг находится под пристальным вниманием Закона и тех, кто стоит на его страже. Поэтому и проверяющих и оснований для проверок и наказаний УО более чем достаточно. К сожалению, в нашей стране перед Законом не все одинаково равны и не секрет, что УО с бывшей или действующей организационно-правовой формой ГУП или МУП проходят проверки по «зелёному коридору». Поэтому данная статья будет полезна в первую очередь специалистам частных молодых управляющих компаний, которым чтобы выжить, необходимо выработать иммунитет к проверкам.

Для начала необходимо погрузить в нормативную базу, дословное знание основных положений Закона в части требований, предъявляемых к УО и возможных санкций за их несоблюдение – главное оружие и средство защиты от проверяющих.

За что могут привлечь по итогам проверки УО.

Основной перечень нормативно-правовых актов по требованиям и нарушениям УО:3

Федеральное законодательство

  • Жилищный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
  • Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
  • Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных и жилых домов»

Московское законодательство

  • Закон г.Москвы 21 ноября 2007 года N 45 «Кодекс об административных нарушениях г.Москвы».
  • Закон г.Москвы от 07.04.2004 N 21 «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы»
  • Постановление Правительства Москвы от 23.05.1995 N 464 «О совершенствовании контроля за сохранностью, эксплуатацией и использованием жилищного фонда» (вместе с «Изменениями и дополнениями к Положению о Муниципальной жилищной инспекции Москвы, вытекающие из Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации»)
  • Постановление Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП «Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве»
  • Постановление Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (ред. от 22.11.2011) «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»
  • Постановление Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465 (ред. от 02.02.2010) «О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда»

Специалисты УО от рядовых сотрудников до генерального директора должны знать по каким основаниям и на каких условиях к компании и её сотрудникам могут быть применены меры уголовной и административной ответственности. Уголовное наказание редкость для УО, но прецеденты имеются, преимущественно в части нарушения правил пожарной безопасности или охраны труда, повлекшие смерть людей.

В основном проверяющие руководствуются нормами административного кодекса о правонарушениях. Внимание сотрудников УО, работающих с жилыми домами на территории г.Москвы. Москва, помимо федерального, имеет свой кодекса об административных нарушениях, который дополнительно даёт основания для санкций и имеет более высокие тарифы по штрафам. Так, например, нарушения по нормативам содержания домов по России имеет предел для УО в 50 тыс.руб., а по Москве – до 100 тыс.руб.

1) согласно нормам Уголовного кодекса РФ:

  Наименование статьи Краткое содержание Максимальный размер ответственности
1 Статья 109. Причинение смерти по неосторожности Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Лишение свободы до трех лет. Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам – лишение свободы до четырех лет.
2

 

Статья 215.1. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия. Лишение свободы до двух лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека – лишение свободы до пяти лет.
3 Статья 215.2. Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения, если эти деяния совершены из корыстных … побуждений. Лишение свободы до пяти лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека – лишение свободы до семи лет.
4 Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Лишение свободы до трех лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека – лишение свободы до пяти лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц – лишение свободы до семи лет.
5 Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией. Лишение свободы до двух лет. Те же деяния, если в их результате причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия — лишение свободы до пяти лет.

2) к административной ответственности согласно нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  Наименование статьи Краткое содержание Максимальный размер ответственности
1 Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Административный штраф до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2 Статья 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации. Административный штраф на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Совершение административного правонарушения, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
3 Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Административный штраф до пятидесяти тысяч рублей.
4 Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Административный штраф на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
5 Статья 9.16 часть 4. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
6 Статья 9.16 часть 5. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах. Административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
7 Статья 9.16 часть 6. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным. Административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
8

 

Статья 20.4, часть 3. Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Административный штраф до двухсот тысяч рублей. Повторное нарушение — административный штраф до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека — административный штраф до четырехсот тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека — административный штраф до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
9 Статья 20.4, часть 4. Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Административный штраф до двухсот тысяч рублей. Повторное нарушение — административный штраф до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека — административный штраф до четырехсот тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека — административный штраф до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
10 Статья 14.6, часть 1. Нарушение порядка ценообразования. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному). Административный штраф на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

3) к административной ответственности согласно нормам Кодекса города Москвы об административных правонарушениях:

  Наименование статьи Краткое содержание Максимальный размер ответственности
1 Статья 4.8. Нарушение правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных. Нарушение правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных, включая превышение предельно допустимой нормы их расхода, использование в неустановленных местах либо использование материалов, не разрешенных к применению. Административный штраф на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — сорока тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.
2 Статья 7.28. Нарушение порядка оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов. Нарушение установленного Правительством Москвы порядка оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов. Административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3 Статья 8.3.1. Нарушение требований безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования детских игровых площадок (если детские площадки входят в состав общего имущества). Нарушение требований безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования детских игровых площадок, в том числе отсутствие необходимой документации на оборудование, несоблюдение норм безопасности при монтаже оборудования, непроведение периодических осмотров и технического обслуживания оборудования и его элементов в установленные сроки, невыполнение нормативов по информационному обеспечению безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования детских игровых площадок. Административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
4 Статья 8.7.часть 1. Нарушение правил установки и содержания указателей с наименованиями улиц и номерами домов, флагодержателей на зданиях и сооружениях. Нарушение утвержденных Правительством Москвы правил установки и содержания указателей с наименованиями улиц и номерами домов, флагодержателей на зданиях и сооружениях. Административный штраф на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
5 Статья 8.10. Нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве (по земельным участкам общей долевой собственности). Нарушение установленных Правительством Москвы правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.7, 4.8 и 8.16 КоАП г.Москвы. административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
6 Статья 8.13 часть 3. Несанкционированное размещение информации на объектах. Невыполнение работ по удалению самовольно размещенных рекламных и иных объявлений, надписей и изображений с внешних поверхностей объектов (элементов) благоустройства. Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
7 Статья 8.15. Сброс снега, собранного при очистке объектов благоустройства, с грузовых транспортных средств вне специально отведенных мест (если УК самостоятельно вывоз осуществляет). Сброс снега, собранного при очистке объектов благоустройства, с грузовых транспортных средств вне специально отведенных мест. Административный штраф на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.
8 Статья 9.1. Нарушение нормативов по эксплуатации жилищного фонда. Нарушение установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда. административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Кто и как может проверить УО.

Основными проверяющими УО являются Государственная жилищная инспекция (ГЖИ), МЧС, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, ФАС, прокуратура. Проверить или запросить документы могут также органы государственной власти. У каждой из этих структур свои регламенты работы и зоны ответственности.

В первую очередь рассмотрим деятельности Государственной жилищной инспекции (на примере ГЖИ г.Москвы), т.к. это основной контролёр деятельности УО. Жилищная инспекция осуществляет как плановые проверки с привязкой к сезонной эксплуатации, так и проверки по обращениям, жалобам жителей. На сайте МЖИ размещается ежегодный график плановых проверок УО.

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год (форма)

  1. Адрес фактического осуществления деятельности
    • Субъект Российской Федерации
    • Поселение
    • Наименование улицы, номер дома
  2. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН)
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
  4. Цель проведения проверки
  5. Основания проведения проверки
    • Дата государственной регистрации ЮЛ, ИП
    • Дата окончания последней проверки
    • Дата начала осуществления ЮЛ, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности
  6. Дата начала проведения проверки
  7. Срок проведения плановой проверки
    • Рабочих дней
    • Рабочих часов (для МСП и МКП)
  8. Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная)
  9. Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, осуществляющего проверку
  10. Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно

В части УО ГЖИ г.Москвы осуществляет государственный жилищный надзор и контроль за соблюдением:

  • Нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
  • Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
  • Требований к работам по содержанию и ремонту внутридомового газового оборудования и его техническому состоянию.
  • Требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам.
  • Требований оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
  • Требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
  • Требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
  • Нормативов города Москвы по эксплуатации жилищного фонда и порядка использования подвалов, чердаков, иных нежилых помещений в многоквартирных домах.
  • Требований к содержанию и эксплуатации технических средств безопасности на объектах жилищного фонда, комплекса социальной сферы и спортивных сооружений в жилой застройке.
  • Требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы.
  • Стандарта раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и др.

На сайте МЖИ размещены критерии и периодичность плановых проверок технического состояния жилых домов и форма журнала осмотра.

Осмотры технического состояния жилых зданий

Элементы и помещения здания Кол-во осмотров в год Примечание
1 Крыши 2 В период подготовки к сезонной эксплуатации
2 Фасады 1 В период подготовки к весенне-летней эксплуатации
3 Вспомогательные помещения здания (лестничные клетки, чердаки, подвалы, технические подполья, коллекторы) с проверкой состояния оборудования и коммуникаций, расположенных в них 1 В период подготовки к весенне-летней эксплуатации
4 Внешнее благоустройство зданий (домовые знаки, указатели, флагодержатели и др.), отмостки, входы в подъезды, тамбуры 1 В период подготовки к весенне-летней эксплуатации

Журнал осмотра (приложение 2 к ЖНМ-96-01/1)

N п/п
Наименование помещений, конструкций, инженерных систем и оборудования
Выявленные неисправности или повреждения конструкций элементов здания
Оценка состояния или краткое описание дефекта и причины его возникновения
Решение о принятии мер (вид работ, исполнитель)
Срок выполнения
Примечания

1. Фундаменты          
2. Стены          
3. Вспомогательные помещения          
4. и т.д.          

Порядок выдачи ГЖИ предписаний УО

Предписания ГЖИ оформляются инспектором, проводившим плановую или внеплановую проверку, при установлении фактов нарушений нормативов и правил оказания жилищно-коммунальных услуг.

В предписании указываются: дата составления, адрес жилого дома, должность, фамилия, имя и отчество инспектора, составившего предписание, сведения о лице, ответственном за нарушение; состав и сроки исполнения мероприятий (работ), предписываемые инспектором, а также размер финансовых санкций за установленные нарушения.

Предписание подписывается: составившим его инспектором, лицами, привлеченными для участия в проверке, а также уполномоченным представителем УО, допустившим нарушение нормативов и жилищных стандартов.

В случае отказа представителя УО от подписания предписания в нем делается отметка об этом. Представитель УО вправе представить прилагаемые к предписанию объяснения и замечания по содержанию предписания, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Для УО отказ его представителя от подписания предписания не отменяет обязательности своевременного его исполнения и не приостанавливает безакцептного взыскания в соответствии с утверждёнными законодательно штрафами и санкциями.

Акт проверки исполнения предписания ГЖИ оформляется по результатам контроля за выполнением в установленные сроки мероприятий (работ), предусмотренных предписанием.

В акте проверки исполнения предписания указываются: регистрационный номер и дата составления проверяемого предписания, перечень предусмотренных в предписании мероприятий (работ), дата поступления информации от исполнителя о завершении мероприятий (работ), решение инспектора о снятии с контроля выполненных мероприятий (работ) или отметка об их невыполнении, а также размер штрафных санкций за неисполнение предписания.

Акт проверки исполнения предписания вручается представителю УО, ответственному за неисполнение предписания.

Форма предписаний и актов проверок их исполнения, а также процедура их составления и выдачи устанавливаются руководством ГЖИ.

Обжалование предписаний ГЖИ

В случае несогласия УО с выданным предписанием, можно оспорить предписание ГЖИ. Сделать это можно двумя способами.

  1. В досудебном порядке, пожаловавшись в Главное контрольное управление города Москвы — если УО уверена, что действия инспекторов ГЖИ нарушают законодательство.
  2. Обратившись в суд с исковым заявлением.

В продолжение данной статьи будут рассмотрены другие проверяющие УО, их процедуры по проведению проверок и выдаче предписаний.

Поделитесь:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *